Мы продолжаем разбор законодательных изменений в 63-ФЗ, которые вступают в силу с 1 июля 2021 года. В этой статье мы расскажем, какие виды электронных подписей смогут получить пользователи, и для каких целей их можно будет использовать.
Всего закон предусматривает 3 вида ЭП:
-
Простая электронная подпись (ПЭП). Простая ЭП стала для владельцев настолько обыденной, что обычно они даже не воспринимают её как подпись. ПЭП — это, например, логин и пароль, которые пользователь вводит для входа в личный кабинет на сайте, или же уникальный код, который приходит в смс-сообщении для идентификации пользователя в приложениях. Подобные «подписи» чаще всего генерируется информационной системой конкретного ресурса или специализированными программами, и работают только в рамках конкретного ресурса.
-
Усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП). НЭП обладает большим спектром возможностей и большей степенью защиты, чем ПЭП. Также неквалифицированная подпись подтверждает, что документ подписан владельцем подписи, и не изменялся после отправки.
Подобная подпись состоит из закрытого и открытого ключа, но полную юридическую силу она получает, только если это прописано в соответствующем нормативно-правовом акте. Для использования НЭП в ЭДО с контрагентами, также требуется дополнительное соглашение о том, что электронные документы будут подписаны неквалифицированной электронной подписью.
-
Безусловной юридической силой, возможностью использовать подпись для любых задач без предварительного согласования с контрагентом, а также максимальной степенью защиты обладает квалифицированная электронная подпись (КЭП). КЭП выпускается вместе с квалифицированным сертификатом, а криптографическая защита и генерация подписи производится с помощью ПО, сертифицированного ФСБ.
Это самый используемый вид электронной подписи. С 2022 года, выпускать КЭП будут некоторые регулирующие органы (Центробанк, ФНС, Казначейство), а также ряд доверенных удостоверяющих центров ФНС. Подробнее об этом мы писали здесь.
Квалифицированная подпись необходима для электронной отчетности, юридически значимого электронного документооборота, взаимодействия с регулирующими органами, участия в торгах и использования полного функционала государственных порталов и сервисов.
Итого, в 2022 году сохранятся все ранее существовавшие виды электронных подписей.
Удостоверяющий центр ITCOM уже получил аккредитацию в соответствии с новыми правилами регулирующих органов.
В дальнейшем, ITCOM также планирует получить статус доверенного удостоверяющего центра ФНС (узнать кто это можно здесь), чтобы в полном соответствии с законом иметь право выдавать любые виды электронных подписей нашим клиентам.