Согласно 15-ФЗ, с 1 июля 2018 в России запускается система отслеживания производства и продажи табачных изделий. Однако пока программа работает в тестовом формате. К ней присоединились крупнейшие представители индустрии — British American tobacco, Philip Morris International, JTI.
Маркировка табачных изделий, равно как и алкоголя, нужна для того, чтобы уменьшить приток контрабанды на рынок. Из-за двукратной разницы в акцизах сигареты возятся нелегально из соседних государств. В Белоруссии он, например, в четыре раза ниже, чем в России. Ввоз сигарет в Россию хорошо сказывается на экономике ввозящего, но плохо влияет на экономику России в целом.
Для того, чтобы пресечь продажу контрафактной табачной продукции и введен 15-ФЗ.
Работать он будет по тому же принципу, что ЕГАИС для алкоголя и древесины. На пачку будет нанесён специальный цифровой код Data Matrix. Он же будет на блоках и транспортной упаковке.
В коде будет зашифрована марка, дата и место изготовления и прочая информация. Таким образом, курильщик сможет установить приложение на свой смартфон и отследить по штрихкоду все перемещения пачки. От конвейера до курилки.
Сейчас уже начата реализация сигарет с Data Matrix наравне с привычными пачками, а с 1 января 2019 года продать сигареты без кода будет невозможно, так как онлайн-касса приостановит транзакцию.
Оператором Data Matrix стал Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). ЦРПТ работает по принципу ЕГАИСа для алкоголя и меха, но немного отличается технически.
Для торговли табачными изделиями так же, как и для остального, понадобится 2d- сканер и онлайн-касса, оснащённая фискальным накопителем. Будет ли работать стандартная электронная подпись для регистрации кассы и сдачи отчётности или нужна будет ЭП специально для регистрации проданных сигарет — неизвестно. Ждём дальнейших разъяснений.