назад

Какие изменения ждут закупки

В рамках экономического форума в Сочи, Дмитрий Медведев поручил Министерству финансов РФ и ФАС до 14 марта совместно разработать и выдвинуть инициативы по совершенствованию, упрощению и модернизации механизма проведения госзакупок.

Отдельно он отметил, что нужно сокращать количество случаев, когда для госзакупок выбирается единственный поставщик. Проведение подобных мероприятий делает процесс закупок, как и бизнес в целом, менее конкурентным.

Одной из причин борьбы с «монополизацией» закупок станет и финансовый фактор. С каждым годом количество контрактов с единым поставщиком растёт, но уровень цен, при этом, не сокращается. Правительство отметило, что для улучшения ситуации, необходимо принять меры по «упрощению» процедуры проведения госзакупок. Идея модернизации текущей системы озвучивалась и в концепции повышения эффективности бюджетных расходов на 2019–2024 гг.

Например, там озвучивается идея повышения прозрачности ценообразования в тендерах. Предполагается достичь её при помощи раскрытия исполнителем структуры цены контракта. Такие изменения пойдут на пользу всем участникам торгов по 44–ФЗ.

Полную реорганизацию системы, со всеми правками и новшествами, планируется провести к 2024 году. Будут учтены все недостатки действующей контрактной системы.

К ним можно отнести:

  • Внутренние противоречия в правовом регулировании контрактной системы.

Многие пункты и подпункты ФЗ и постановлений противоречат друг другу. Это даёт возможность трактовать закон по принципу: «разрешено всё, что не запрещено».

  • Избыточные требования к поставщикам и формированию заявок.

Поскольку заказчикам разрешено устанавливать субъективные критерии, это провоцирует формирование заказа под конкретного исполнителя.

  • Усложнённая система проведения тендеров.

Этот аспект одинаково усложняет жизнь и заказчикам, и поставщикам. Избыточное количество форм заявок и процедур никому не шло на пользу.

  • Не сформирован до конца каталог закупок.

Пока в нём присутствуют только отдельные группы товаров, далеко не во всех категориях. Это не даёт возможность использовать его функционал в полной мере и оставляет возможность подгонки предмета закупки под конкретного поставщика.

  • Возможность обжаловать закупку не только участником, но и сторонним организациям.

Этот пункт предусмотрен 44-ФЗ, регулирующим госзакупки. Отношение к нему очень двоякое. С одной стороны, это повышает уровень гражданского контроля и препятствует проведению «сфабрикованных» закупок. С другой — это может помешать проведению закупок в установленный срок, поскольку на период рассмотрения жалобы, процедура приостанавливается. Особенно это критично под конец финансового года.

В рамках программы улучшений планируется :

  • Доработать каталог и связать его с другими информационными системами и справочниками;
  • Усовершенствовать нормирование в сфере закупок. Планируется выработать единый свод правил и норм. Список товаров будет основываться на каталоге; Оптимизировать процесс закупок. Это будет означать отказ от ряда процедур в пользу упрощения процесса;
  • Повысить уровень взаимной ответственности между заказчиками и поставщиками. Эти меры включат в себя приведение документации и банковской гарантии в единый стиль.

Будем надеяться, что эти инициативы помогут сделать процесс торгов по 44–ФЗ прозрачнее и конкурентнее.

Понравилось?
Подписаться на новости