Процент подделок в любой из торговых отраслей составляет от 40%. Для борьбы с контрафактной продукцией и введена маркировка. С маркировкой алкоголя в системе ЕГАИС (171–ФЗ) россияне знакомы давно.
Также введена маркировка шуб и древесины. Не переживайте, сбор валежника всё ещё бесплатный не объявлен вне закона. Эта новость не для вас. А всем остальным переживать стоит, потому что маркировать собираются…всё.
С 2019 года вводится маркировка самых популярных товаров: от табака и лекарственных средств, до шин и духов.
Кому нужна обязательная маркировка товаров с 2019 года
Со следующего года обзавестись оборудованием для маркировки товаров и работы с ними придётся оптовым и розничным торговым точкам, производителям и дистрибьюторам.
Уже началась тестовая продажа маркированных лекарств и табачных изделий. Согласно 15–ФЗ, проект начался в июле 2018 года и внедряется постепенно. Крупные торговые сети вроде «Магнита» уже начали продажу сигарет с нанесённым кодом Data Matrix. Уже к 1 марта 2019 года всем магазинам нужно заменить сигареты без маркировки на пачки нового образца, иначе им будет грозить штраф. Изначально переход на новый формат планировался с 1 января, но для успешного внедрения системы было решено отложить запуск на квартал.
Пока чипами в принудительном порядке снабжают только меховые изделия. Штрафовать за производство немаркированной продукции, кроме табака, будут на сумму 10 000 для предпринимателей. Для ООО эта сумма возрастёт в десять раз и составит 100 000.
Производство немаркированных табачных изделий будет стоить 15 тысяч и 150, соответственно.
Следующим товаром, который подвергнется обязательной маркировке, станет обувь. Независимо, будет она из кожи или другого материала, маркировке будут подлежать все обувные товары.
Какие товары понадобится маркировать с 2019 года
Планируется, что к 2024 году система маркировки будет применена абсолютно ко всем группам товаров. Почему выбор пал именно на кожаные изделия, одежду и парфюм — загадка. Видимо потому, что их подделывают чаще всего, ввиду популярности и востребованности.
Как будут отслеживаться маркированные товары
Прежде всего, для работы с маркированным товаром понадобится обзавестись 2D-сканером и электронной подписью. Они понадобятся для того, чтобы считывать коды маркировки товара, и передавать отчёт об их движении в контролирующие организации при помощи информационных систем.
Например, ЕГАИС для алкоголя или ФГИС Меркурий для мясных и молочных продуктов. Товары, маркировка которых начнётся в 2019 году, будут маркироваться через Центр развития перспективных технологий
Первыми с этим сайтом познакомились табачные компании: производители и реализаторы. С 2018 года они в добровольном порядке присоединились к эксперименту по маркировке сигарет и прочих табачных изделий. С их масштабами производства процесс отладки маркировки нужно начинать заранее, чтобы избежать штрафов.
После того, как компания зарегистрировалась в системе, она получает определённый диапазон двухмерных штрих-кодов. Внешне они похожи на QR-коды, но называются DataMatrix. В дальнейшем они наносятся производителем на пачки сигарет, блоки и контейнеры, а получатель в распределительном центре или магазине считывает сканнером информацию с каждой пачки и передаёт в систему.
Сопроводительные документы, выгружающиеся в надзорный орган, заверяются электронной подписью. Обычно это товарно-транспортная накладная (ТТН) и универсальный передаточный документ (УПД) для оптового покупателя.
Тот со своей стороны тоже подписывает электронной подписью закрывающие документы. В рознице операция повторяется. В отличие от документов, которые заверяются от руки, переданные через систему электронного документооборота и заверенные электронной цифровой подписью, практически невозможно сфальсифицировать.
Перед тем, как покупатель приобретёт товар с нанесённым кодом, продавец сканирует его, отправляя в систему. Та выводит код из оборота, данные передаются через ОФД в надзорный орган, как при любой другой покупке. Цену ОФД вы можете уточнить у наших менеджеров или на нашем сайте.
Как работать с маркированными товарам
Прежде всего стоит принять участие в пилотном проекте
Необходимо это сделать по ряду причин: Во-первых, чтобы адаптироваться к новым техническим требованиям и настроить кассу и сканнер, обучить тех сотрудников, которые будут работать с новыми программами и оборудованием.
Пока участие в пилотных проектах разрешено производителям и поставщикам табака, обуви и медпрепаратов. Ещё в июле стартует проект по маркировке ювелирных изделий и изделий из камней. Плюс в течение тестового периода, ошибки не облагаются штрафами.
Настроить систему ЭДО
На каждом из этапов движения товара от поставщика к покупателю, документы заверяются электронной подписью с обеих сторон. Таким образом, электронный документооборот — необходимый атрибут работы с товаром, подлежащим маркировке.
Настроить и автоматизировать рабочее место
Для отгрузки и реализации товара, подлежащего маркировке, понадобится купить онлайн–кассу и 2D–сканнер. Он понадобится для двух штрихкодов: товарного и Data Matrix. Как и в остальных случаях, информация о товарах, пробитых по кассе, будет подаваться в надзорные органы через ОФД– оператора фискальных данных.