Приказ ЦБ № ОД-1765: новые правила снятия наличных 2025

Статья от 03.12.2025

С 1 сентября 2025 года банки работают по новым правилам выдачи наличных через банкоматы. Согласно приказу ЦБ № ОД-1765, кредитные организации обязаны отслеживать операции, которые могут указывать на то, что клиент снимает деньги не по собственной воле. Рассказываем, по каким признакам будут выявляться подозрительные операции.

Что устанавливает приказ № ОД-1765

Банк России обязал все кредитные организации отслеживать операции по снятию наличных и при выявлении ряда признаков временно приостанавливать выдачу средств до уточнения обстоятельств.

Ключевые признаки подозрительных операций

Приказ утвердил девять признаков, по которым банки смогут определять, что деньги через банкомат снимаются без добровольного согласия клиента.

1. Нетипичное поведение

Банк анализирует, насколько операция отличается от обычной активности клиента:

  • время и день снятия (например, ночью или в непривычные часы)
  • место расположения банкомата (город или район, где клиент обычно не бывает)
  • сумма запроса
  • частота и периодичность операций за день

Если запрос на выдачу наличных выбивается из обычной модели поведения клиента, то операция может быть приостановлена.

2. Задержка времени отклика банковской карты

Если система фиксирует превышение времени ответа между банкоматом и платежной картой, операция может быть признана подозрительной и направлена на проверку.

3. Необычный способ снятия

Когда запрос на выдачу наличных направлен не характерным способом. Например, с помощью платежного стикера или другого инструмента, который до этого клиент не оформлял и не получал в банке.

 

Все решения для вашей цифровой 
безопасности в едином окне

  • Электронная подпись (КЭП) для любых задач 
    личная подпись, которую невозможно подделать
  • Защищенный носитель (токен)
  • Лицензия КриптоПро CSP

4. Снятие сразу после поступления крупных средств

Под подозрение попадают операции, совершённые в течение 24 часов после:

  • получения кредита или увеличения лимита по карте
  • поступления свыше 200 000 рублей через Систему быстрых платежей от другого банка
  • досрочного закрытие вклада на сумму более 200 000 рублей

5. Информация о повышенном риске операции

Если от платежной системы поступает технический сигнал о повышенном риске или компрометации карты, банк может применить ограничение.

6. Сигналы от операторов связи и интернет-сервисов

Банк может получить от операторов связи или интернет-площадок информацию, что за шесть часов до снятия денежных средств были зафиксированы:

  • подозрительные звонки с номера клиента (долгие, частые, несвойственные по времени или характеру)
  • нетипичные сообщения в мессенджерах, SMS или на e-mail, в том числе с портала Госуслуг или от банков с новых номеров

7. Технические и кибер-признаки риска

Банк учитывает данные о возможном заражении устройства клиента вирусами, подозрительных изменениях в параметрах сеанса дистанционного обслуживания и других технических рисках:

  • наличие вредоносного ПО
  • использование нетипичных для клиента устройств, операционных систем или провайдеров
  • смена номера телефона или SIM-карты в личном кабинете

8. Многочисленные отказы при снятии

Если за сутки зафиксировано пять и более неудачных попыток снять наличные (например, из-за неверного PIN-кода или превышения лимита), то считается, что существуют признаки несанкционированного доступа.

9. Совпадение с данными из государственной системы

Государственная система противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, создана на основании Федерального закона № 41-ФЗ от 1 апреля 2025 года. В ней хранятся данные о зарегистрированных случаях противоправного использования сетей связи и цифровых сервисов (кто совершил нарушение, абонентский номер).

Если сведения о клиенте или его карте совпадают с данными из системы, банк имеет право ограничить операцию.

При совпадении одного или нескольких признаков банк вправе временно приостановить выдачу средств и уточнить обстоятельства, чтобы убедиться, что клиент действует добровольно.

 

Выпустите КЭП физлица за 15 минут

  • Получайте банковские услуги удаленно
  • Решайте личные и рабочие задачи
  • Регистрируйте бизнес без визита в ФНС

Как это будет работать на практике

  • Банк приостанавливает операцию, уведомляет клиента о причинах и вводит временный лимит на снятие наличных в банкомате (до 50 тысяч рублей)
  • В течение 48 часов клиент может подтвердить, что операция выполняется им лично и добровольно (например, через мобильное приложение, по звонку в контакт-центр банка или через SMS-ответ)
  • После подтверждения банк снимает блокировку
  • Если же есть основания полагать, что клиент действует под давлением, банк вправе сохранить ограничение

Что учитывать при снятии наличных средств

Планируйте операции заранее

Если собираетесь обналичить крупную сумму, в том числе с кредитной карты после увеличения ее лимита, заранее согласуйте операцию с банком или снимите деньги через кассу.

Следите за уведомлениями банка

Все действия по ограничениям сопровождаются сообщениями: SMS, push-уведомлением или звонком с официального номера. Не сбрасывайте звонок от банка сразу после приостановления операции — объясните причину снятия наличных, уточните порядок действий для отмены блокировки.

Помните о мошенниках

Банки не звонят своим клиентам с просьбой снять или перевести деньги на «безопасные» счета и не пугают возможными блокировками. Если на вас оказывают психологическое давление или склоняют к совершению каких-либо действий с вашими или кредитными средствами, то вы имеете дело с мошенниками. Прекратите с ними любое общение, не выполняйте указания. В любой непонятной ситуации связывайтесь с вашим банком по официальному номеру или обращайтесь в подразделение для уточнения деталей.

Подписывайтесь на наши каналы, чтобы не пропустить важные новости и последние изменения в законодательстве

Telegram-канал Айтиком

Перейти в ТГ

Группа Айтиком в ВКонтакте

Перейти в ВК

Оставьте заявку перезвоним за 3 минуты

Оставить заявку