С 1 декабря 2025 года в России согласно Постановлению Правительства РФ № 1713 вступила обновленная методика расчета утилизационного сбора на автомобили. Нововведения затрагивают как физических лиц, которые ввозят машины для личного пользования, так и бизнес: импортеров, производителей и дилеров. Разбираем, как теперь будет рассчитываться утильсбор и кого коснутся повышенные ставки.
Что такое утилизационный сбор и кто его платит
Утилизационный сбор — это обязательный платеж (разовый целевой взнос), который покрывает будущие расходы на переработку автомобиля после окончания срока эксплуатации.
Утильсбор платят:
- физические лица, при ввозе автомобиля для личных нужд (за исключением льготных категорий)
- юридические лица и ИП, занимающиеся импортом автомобилей
- производители транспортных средств на территории РФ
Платеж вносится за каждую единицу: легковой или грузовой автомобиль, спецтехнику, автобус, прицеп или полуприцеп.
Производители уплачивают сбор до передачи транспорта в продажу, импортеры перед оформления таможенных документов, физлица — до регистрации ввезенного автомобиля в ГИБДД.
Также при покупке авто на вторичном рынке для личного пользования потребуется внести утильсбор в случае, если продавец его не платил (например, потому что относился к льготной категории или просто проигнорировал эту обязанность). Норма закреплена в ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Цифровые решения для личных
и рабочих задач в едином окне
- Квалифицированная электронная подпись
личная подпись, которую невозможно подделать - МЧД для ФТС, ФНС, СФР и других систем
- КриптоПро и защищенные носители КЭП
Порядок расчета утильсбора: как было и как стало
Размер утилизационного сбора рассчитывается по формуле:
Утильсбор = Базовая ставка × Коэффициент
Базовая ставка зависит от категории транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой или спецтехника).
Ставки едины для всей страны и не изменились после 1 декабря 2025 года. Так, для легковых машин осталось значение 20 тысяч рублей, седельных тягачей, автобусов и самосвалов — 150 тысяч, спецтехники — 172 тысячи 500 рублей.
При расчете коэффициента ранее учитывались:
- год выпуска транспортного средства
- объем двигателя (по литражу)
- цель ввоза: для себя или перепродажи
После вступления в силу Постановления Правительства № 1713 расчет коэффициента стал более детализированным. К старым параметрам добавился новый показатель — мощность двигателя в кВт или лошадиных силах. Для электрических автомобилей учитывается пиковая мощность (отдача двигателя в течение получаса) или сумма мощностей нескольких двигателей.
Актуальные коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора представлены в Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291 (в редакции от 01.11.2025). Из года в год значения будут увеличиваться. Так, если для новых электроавтомобилей и гибридов мощностью от 183,89 до 205,94 кВт в 2025 применяется коэффициент 128,3, то в 2026 он составит 153,96, а в 2027 — 169,36.
Кого больше всего затронут изменения
Под «удар» попали:
- Импортеры и дилеры: премиальные, спортивные модели, внедорожники и все автомобили мощностью от 160 л.с. сильно вырастут в цене.
- Производители: для них утильсбор также увеличится в десятки и сотни раз.
- Физлица при ввозе автомобилей свыше 160 л.с. для личного пользования: привычные суммы в 3 400 рублей для авто до 3-х лет и 5 200 рублей для транспорта постарше остались в прошлом, утильсбор теперь достигает значений как для коммерческих ТС.
В конечном счете повышенный целевой взнос будет закладываться в стоимость транспортных средств, а значит нововведения отразятся на всех конечных потребителях.
Электронные перевозочные документы обязательны с 2026 года
Подключайтесь к сервису ЭПД Айтиком.Логистика
- 3 месяца бесплатного доступа в подарок
- экспертная поддержка и обучение
- расширение для 1С: УАТ, API-интеграция
Сохранятся ли льготы для физических лиц
Да, льготы остаются. Физические лица могут рассчитывать на прежние преимущества, если ввозят для себя не чаще 1 раза в год:
- автомобиль с ДВС мощностью не более 160 л.с. и объемом двигателя до 3 л
- гибридный автомобиль до 160 л.с
- электромобиль до 80 л.с
Приобретенное авто не должно использоваться для коммерческих целей, а владеть им нужно не менее 12 месяцев.
В отдельных случаях утильсбор не уплачивается. Например, если транспорту более 30 лет, при этом сохранены оригинальный двигатель, рама и кузов. Либо если автомобиль ввозится как личное имущество по госпрограмме переселения соотечественников, беженцами, сотрудниками консульств и пр.
Как уплатить утилизационный сбор
Получателем сбора является ФТС России. Для уплаты:
- Рассчитайте сбор по утвержденной ставке для вашей категории ТС и коэффициентам из Постановления № 1291, на основании имеющихся документов. Форма расчета есть в Приложении 1 Постановления, скачать ее можно на сайте ФТС.
- Внесите средства по реквизитам в отделении банка, через мобильное приложение, банкомат или оператора таможенных платежей.
Далее подготовьте пакет документов для представления в ФТС, куда входят:
— Сам расчет по установленной форме
— Квитанция или чек об оплате (копия)
— Удостоверяющий личность документ (копия)
— Документы на транспортное средство (копии), в том числе о праве собственности
— Перевозочные документы (при наличии)
— Доверенность (копия), если в таможенный орган обращается представитель
— Договор купли-продажи ТС в случае приобретения автомобиля на территории РФ у лица, ранее не уплатившего утильсбор
Относитесь к льготной категории, поэтому освобождены от внесения сбора? В этом случае подготовьте подтверждающие документы.
При подаче расчета в электронном виде через Личный кабинет участника ВЭД понадобится квалифицированная электронная подпись (КЭП). Представители используют КЭП физического лица и машиночитаемую доверенность (МЧД) для подтверждения полномочий.
Электронная подпись и МЧД для ФТС
Полный комплект для работы за 15-20 минут
Утильсбор: что важно учитывать
При расчете утильсбора вероятны ошибки, приводящие к уменьшению суммы взноса — например, если случайно (или намеренно) выбран неправильный, более выгодный, коэффициент. Либо когда авто «проводится» по льготе как для личного пользования, а через пару недель или месяцев переходит в руки третьему лицу.
В подобных случаях таможенный орган может доначислить недостающие суммы, в том числе взыскать пени за просрочку уплаты утильсбора. Начисление пени также возможно, если сбор уплачен, а расчет и необходимый пакет документов не представлены в ведомство. Такие нарушения отслеживаются в течение 3-х лет с момента ввоза транспорта в РФ.
При покупке автомобиля на вторичном рынке убедитесь, что прежний владелец уплатил утилизационный сбор. Соответствующая отметка должна присутствовать в паспорте транспортного средства (ПТС). Если прошлый собственник ТС намеренно не внес сбор или занизил его сумму, то обязанность по уплате перейдет к вам.
Подписывайтесь на наши каналы, чтобы не пропустить важные новости и последние изменения в законодательстве
Telegram-канал Айтиком
Группа Айтиком в ВКонтакте
