Аккредитованный удостоверяющий центр ITCOM начинает выпуск неквалифицированных электронных подписей (НЭП). Давайте разберемся, что же такое НЭП, кому и для чего она может понадобиться?
Усиленная неквалифицированная электронная подпись (чаще всего её коротко называют «неквалифицированная подпись» или НЭП), схожа со своим квалифицированным аналогом - КЭП, но при этом обладает меньшим уровнем защиты.
Выглядит НЭП примерно также как и квалифицированная подпись - ключ с закрытой и открытой частями, сгенерированные с помощью криптографических средств и записанные на USB-токен, но при этом данная подпись ограничена по сферам применения.
НЭП подтверждает, что документ подписан владельцем подписи, а также, что подписанный электронный документ не изменялся после отправки. О законодательном определении неквалифицированной подписи вы можете прочесть в пункте 3, статьи 5, 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Сферы применения НЭП:
Неквалифицированная электронная подпись действительно приравнивается к личной, но с некоторыми оговорками. Как мы уже упоминали, у НЭП меньше уровней защиты, чем у КЭП, поэтому функционал подписи ограничивается следующими сферами:
- Подача отчета в ФНС. Подходит для физлиц. У физических лиц существует возможность бесплатно заказать НЭП в ЛК на сайте налоговой службы. Правда, работать подобная подпись тоже будет только в рамках ЛК.
- Обмен документами внутри компании. Защиты и функционала неквалифицированных электронных подписей вполне достаточно для внутреннего электронного документооборота, даже если это большая и структурно сложная компания. Главная функция - распознавание личности, которая прочла и заверила документ, будет исполнена.
- Внешний документооборот (при предварительной договоренности). Заверять документы неквалифицированной электронной подписью вы можете и при работе с контрагентами. Но в данном случае должно соблюдаться условие: заверение документов для внешнего документооборота неквалифицированной подписью должно быть согласовано с подрядчиком и прописано в предварительном договоре. Только тогда, согласно требованиям (п. 2 ст. 6 закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», письмо Минфина России от 12.09.2016 № 03-03-06/2/53182) НЭП будет обладать достаточной юридической силой.
Кому может понадобиться усиленная неквалифицированная подпись?
- Собственнику бизнеса. Вы можете заказать усиленную неквалифицированную электронную подпись для сотрудника от имени компании. Это ускорит проведение внутреннего документооборота, но в то же время, сотрудник, не обладающий достаточными компетенциями, не сможет подписать документ для внешнего подрядчика.
- Сотрудникам организаций, желающим ускорить процесс внутреннего и внешнего документооборота. По согласованию с руководителем компании.
- Физлицам для работы с налоговой службой и другими государственными площадками.
Как получить НЭП?
Физлица могут сами оформить ЭП в ЛК налоговой. Данная подпись предоставляется бесплатно. Работает она только для отправки отчетов в ФНС. Для других целей заказывать НЭП нужно в удостоверяющем центре.
Юридические лица могут заказать получить неквалифицированную подпись в УЦ ITCOM. Для этого необходимо:
- Оставить заявку на сайте;
- Отправить на проверку обязательные для оформления НЭП документы.
- Оплатить стоимость ЭП.
- Посетить офис УЦ для сверки личности.
- Получить готовую неквалифицированную подпись.
Сколько действует усиленная неквалифицированная подпись?
Обычный срок действия — 12 месяцев.
После, подпись можно продлить в УЦ. Если вы продлеваете НЭП, вам не нужно являться в офис на сверку личности - вы можете заверить заявку дистанционно действующей ЭП.
Получить подпись в Удостоверяющем центре ITCOM можно в максимально короткие сроки — от 30 минут. Для этого нужно лишь оставить заявку, специалист перезвонит вам в течение нескольких минут и ответит на все интересующие вас вопросы.