КЭП, или квалифицированная электронная подпись, является самым востребованным видом ЭП. Где она применяется, как используется и чем отличается от неквалифицированной и простой подписи, расскажем сегодня.
Юридическая сила КЭП
Законодательство РФ устанавливает, что квалифицированная ЭП равна собственноручной подписи без дополнительных условий.
Квалифицированная ЭП имеет некоторые черты, схожие с НЭП. Она тоже создается при помощи специализированных программ шифрования и включает в себя открытый, т.е. публичный, и закрытый ключи подписи.
Однако КЭП считается самым защищенным и надежным видом электронных подписей, потому что:
- криптографические программы для создания КЭП обязательно должны быть сертифицированы ФСБ;
- подписи обязаны храниться на сертифицированном физическом носителе (токене) или в мобильном устройстве;
- КЭП работает только вместе с СКЗИ - средством криптографической защиты информации;
- выдать КЭП может только УЦ, прошедший аккредитацию Минфицры и имеющий лицензию ФСБ.
Кому требуется КЭП?
Квалифицированная ЭЦП универсальна и обладает наиболее широким функционалом. Ей пользуются:
- физические лица;
- сотрудники юридических лиц;
- руководители компаний;
- индивидуальные предприниматели.
Важно! КЭП сотрудников действуют только до 31 августа 2023 г. Уже с 1 сентября 2023 г. их заменят КЭП для физических лиц. Работники учреждений должны будут пользоваться ими и подтверждать полномочия машиночитаемой доверенностью, которую создаст и подпишет личной ЭП руководитель юридического лица.
Применение КЭП регулируется Федеральным законом № 63-ФЗ “Об электронной подписи”. Он устанавливает, в каких случаях обязательно использовать только квалифицированную ЭП.
Для чего используется квалифицированная электронная подпись?
КЭП обладает широким спектром возможностей. Она применяется:
- для сдачи отчетности в ФНС, ПФР и другие госорганы;
- для ЭДО с контрагентами, партнерами, документооборота внутри компании или с государством;
- для участия в торгах в соответствии с 44-ФЗ, 223-ФЗ, в торгах по банкротству;
- для работы в государственных ИС, таких как “Честный ЗНАК”, “Меркурий”, ЕГАИС и др.;
- для заверения рецептов, больничных, сдачи медицинской отчетности (для сотрудников медучреждений);
- для получения государственных услуг;
- для совершений сделок с недвижимостью и их регистрации в Росреестре;
- для подачи документов в вуз, обращений в суд и других целей.
Где получить КЭП?
Чтобы выпустить сертификат КЭП, нужно обратиться:
- В аккредитованный УЦ.
- В УЦ ФНС.
- К доверенному лицу УЦ ФНС.
Также можно получить КЭП дистанционно: такой способ доступен только физическим лицам при условии, что у них имеется биометрический загранпаспорт.
Важно! УЦ ФНС не выдает КЭП сотрудникам организаций и физлицам. Этим категориям пользователей требуется обращаться в аккредитованные УЦ.
Во многих случаях, если у вас имеется действующая КЭП, вы можете дистанционно получить новую подпись. Для этого не потребуется ехать в офис удостоверяющего центра для очной сверки личности - все можно будет сделать удаленно. Хотите узнать подробности? Звоните по номеру 8 800 550 87 19 или оставляйте заявку на сайте.
Какие документы потребуются?
Для получения КЭП потребуется небольшое количество документов. Физическому лицу достаточно предоставить всего три:
- паспорт с действующей пропиской;
- СНИЛС;
- ИНН.
Сотрудникам организации дополнительно требуется доверенность от руководителя юридического лица, а руководителям организаций и ИП может понадобиться выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Список документов может меняться - полный перечень лучше уточнить у менеджера удостоверяющего центра.
Получите квалифицированную ЭП в ITCOM за 15 минут “под ключ”. Узнайте подробности по номеру 8 800 550 87 19