Назад

Федеральный закон № 63-ФЗ “Об электронной подписи” выделяет два вида усиленных ЭП - неквалифицированные и квалифицированные. Давайте разберемся, для чего нужна неквалифицированная подпись и чем она отличается от других видов ЭП.

Как создается неквалифицированная ЭП?
Как и квалифицированная электронная подпись (КЭП), неквалифицированная (НЭП или УНЭП) создается при помощи криптографических программ. Она состоит из открытого, т.е. публичного, ключа, и закрытого, доступ к которому есть только у владельца подписи.
При помощи НЭП можно не только проверить, кто подписал документ, но и узнать, вносились ли в него изменения после подписания - этот же функционал возложен на квалифицированную ЭП. Простая подпись (ПЭП) не позволяет сделать это.

Юридическая сила
В соответствии с 63-ФЗ документы, заверенные неквалифицированной ЭП, приравниваются к документам, подписанным собственноручно, но при условии, что стороны заключили соглашение о признании юридической силы НЭП. Например, если такая подпись будет использоваться во внутреннем ЭДО организации, то потребуется подготовить соответствующий локальный нормативный акт. Без этого подпись не будет иметь юридической силы.

Важно понимать, что функционал НЭП ограничен. Во многих случаях законодательство требует использовать только квалифицированную электронную подпись.

Кому подходит неквалифицированная ЭП и для чего она применяется?
Неквалифицированная электронная подпись подходит двум типам пользователей:

  • сотрудникам юридических лиц;
  • физическим лицам.

С помощью НЭП можно:

  1. работать в Личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС (только для физических лиц);
  2. заверять внутренние документы организации, например, некоторые кадровые документы, внутренние соглашения, служебные записки, товарные накладные и т.д.;
  3. обращаться в суд;
  4. обмениваться некоторыми документами между организациями и т.д.

При этом неквалифицированная ЭП не может использоваться в следующих случаях:

  • для заверения документов от лица руководителя организации или ИП;
  • для участия в торгах по 223-ФЗ и 44-ФЗ, а также в торгах по банкротству;
  • для сдачи отчетности в госорганы.

Во всех описанных выше случаях допускается использовать лишь квалифицированную электронную подпись.

Где может храниться НЭП?
Неквалифицированная электронная подпись, как и простая ЭП, может храниться на любом носителе: законодательство не устанавливает требований на этот счет. На практике физлица чаще хранят подпись на мобильном устройстве, а сотрудники юридических лиц - на ПК или физическом носителе (токене).

Как получить неквалифицированную электронную подпись?
НЭП можно получить двумя способами:

  1. Сгенерировать самостоятельно (например, в Личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС).
  2. Обратиться за получением в любой удостоверяющий центр.

КЭП и НЭП: основные отличия
Итак, подведем итог. Неквалифицированная электронная подпись значительно отличается от квалифицированной:

  • имеет ограниченный функционал (например, не подходит для торгов);
  • требует дополнительного соглашения о признании юридической силы НЭП;
  • не подходит для руководителей организаций и ИП.

Кстати, если вы хотите почитать подробнее о КЭП, загляните сюда или познакомьтесь с разными видами ЭП здесь.

Таким образом, УНЭП обычно используется для ведения внутреннего ЭДО в компании, реже - для ЭДО с контрагентами. Также ее применяют физические лица в различных жизненных ситуациях. Если вам требуется неквалифицированная электронная подпись или ЭП, равная собственноручной и не требующая дополнительных соглашений, обращайтесь в ITCOM. Узнайте подробности по номеру 8 800 550 87 19.

закрыть

Внимание!

Мы открыли онлайн-запись на приём в офисах УЦ для получения электронной подписи.

Записаться на визит в офис можно по ссылке https://widget.bookform.ru/25163/

Хотите получить подпись в другом городе? Свяжитесь со специалистами компании по телефону 8 800 333 91 03.

Записаться на визит