Для электронного документооборота, взаимодействия с государственными органами, подачи электронной отчетности, работы в госсистемах и других целей используются электронные подписи, которые позволяют человеку заверить документ или совершить действие “заочно”, без обязательного личного визита.
В России сферу электронных подписей регулирует 63-ФЗ от 06.04.2011. Он делит цифровые подписи на три вида и определяет их юридическую силу.
Три вида электронных подписей
Законодательно закреплены три вида ЭП:
- простая;
- усиленная неквалифицированная (или просто неквалифицированная);
- усиленная квалифицированная (или квалифицированная).
Кстати! Вы можете столкнуться с аббревиатурами ЭП, ЭЦП, ПЭП, КЭП, НЭП, УКЭП и УНЭП. Все они обозначают разные виды электронных подписей. Мы будем использовать их в тексте, чтобы вам было проще с ними познакомиться.
Простая электронная подпись, или ПЭП: повседневный помощник
Для обозначения простой электронной подписи используется аббревиатура ПЭП.
Такая подпись знакома каждому и используется ежедневно. Эту подпись не надо получать - ее создает та информационная система (ИС), в которой работает пользователь, но и действует она только внутри этой ИС.
Примеры ПЭП:
- СМС-коды, которые нужно ввести, чтобы подтвердить действие;
- пары “логин-пароль”;
- коды на скретч-картах и т.д.
Для чего нужна ПЭП? Преимущественно для совершений онлайн-покупок и других банковских операций, а также для аутентификации на сайтах и порталах.
Юридическая сила:
Ограниченная. Простая подпись приравнивается к собственноручной, если имеется дополнительное соглашение. Например, в банке для этого могут сфотографировать клиента с паспортом, чтобы идентифицировать его личность. С этого момента он сможет пользоваться онлайн-банкингом и совершать действия, подтверждая свои действия с помощью ПЭП.
Где хранится?
Где угодно. Логины и пароли можно записывать, запоминать, а коды из СМС действуют ограниченное количество времени. Главное - обеспечить их конфиденциальность. Например, никому не сообщать СМС-коды и не хранить записи о парах “логин-пароль” в открытом доступе”.
Как получить?
Ее создаст ИС, в которой вы работаете.
Хотите знать больше о простой электронной подписи? Тогда вам сюда.
Неквалифицированная электронная подпись: что это?
Ее также называют НЭП или УНЭП. Эта подпись, как и квалифицированная ЭЦП, создается при помощи криптографических программ. Ее функционал ограничен. Чаще всего она используется для документов, которые не нужно заверять печатью, например, для заявлений, служебных записок и т.д., поэтому обычно ее применяют для внутреннего электронного документооборота (ЭДО). Кроме того, НЭП помогает проверить, вносились ли в документ изменения после подписания.
Юридическая сила:
Ограниченная. Подходит для внутреннего ЭДО или применяется во внешнем ЭДО, если стороны заключат дополнительное соглашение о признании юридической силы такой подписи.
Для ЭДО с госорганами не подходит - требуется квалифицированная ЭП.
Где хранится?
Может храниться двумя способами:
- на мобильном устройстве;
- на носителе (токене).
Как получить?
В любом удостоверяющем центре.
Хотите знать больше о неквалифицированной электронной подписи? Тогда вам сюда.
Квалифицированная электронная подпись: как получить и где применять?
Электронная подпись с полным, неограниченным функционалом, равная подписи, поставленной от руки. С помощью КЭП можно проверить, кто подписал документ и вносились ли в него изменения.
Требования к этому виду ЭЦП регламентируются государством. Подпись создается при помощи специальных программ криптографии, которые должны быть обязательно сертифицированы ФСБ, поэтому эта подпись является наиболее надежной и защищенной.
Где применяется?
- электронный документооборот;
- подача электронной отчетности;
- взаимодействие с государственными органами;
- работа с госсистемами;
- участие в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ, торгах по банкротству;
- обращение в суд;
- подача документов в вуз;
- для врачей - для заверения больничных и рецептов;
- регистрация сделок с недвижимостью в Росреестре;
- и многое другое.
Юридическая сила:
КЭП - это электронная подпись, обладающая полной юридической силой и приравненная к собственноручной подписи. Для признания легитимности КЭП не требуются никакие дополнительные соглашения.
Где хранится?
- на мобильном устройстве;
- на сертифицированном носителе - токене (обязательно для руководителей организаций и ИП).
Как получить?
Только в аккредитованном удостоверяющем центре. Руководители организаций и ИП могут получить подпись в удостоверяющем центре ФНС или у доверенного лица УЦ ФНС.
Хотите знать больше о квалифицированной электронной подписи? Тогда вам сюда.
Электронные подписи - эффективный инструмент для физических лиц, предпринимателей, первых лиц компании и сотрудников. С тенденцией к цифровизации всех сфер нашей жизни она становится способом экономии времени, способом оперативно решать бизнес-задачи, оптимизировать рабочие процессы и повседневные ситуации.
Если вы ещё не являетесь обладателем данного решения, обращайтесь в ITCOM. Всё сделаем за час “под ключ”. Звоните по номеру 8 800 550 87 19.