Назад

Для электронного документооборота, взаимодействия с государственными органами, подачи электронной отчетности, работы в госсистемах и других целей используются электронные подписи, которые позволяют человеку заверить документ или совершить действие “заочно”, без обязательного личного визита.

В России сферу электронных подписей регулирует 63-ФЗ от 06.04.2011. Он делит цифровые подписи на три вида и определяет их юридическую силу.

Три вида электронных подписей

Законодательно закреплены три вида ЭП:

  • простая;
  • усиленная неквалифицированная (или просто неквалифицированная);
  • усиленная квалифицированная (или квалифицированная).

Кстати! Вы можете столкнуться с аббревиатурами ЭП, ЭЦП, ПЭП, КЭП, НЭП, УКЭП и УНЭП. Все они обозначают разные виды электронных подписей. Мы будем использовать их в тексте, чтобы вам было проще с ними познакомиться.

Простая электронная подпись, или ПЭП: повседневный помощник

Для обозначения простой электронной подписи используется аббревиатура ПЭП.
Такая подпись знакома каждому и используется ежедневно. Эту подпись не надо получать - ее создает та информационная система (ИС), в которой работает пользователь, но и действует она только внутри этой ИС.

Примеры ПЭП:

  • СМС-коды, которые нужно ввести, чтобы подтвердить действие;
  • пары “логин-пароль”;
  • коды на скретч-картах и т.д.


Для чего нужна ПЭП? Преимущественно для совершений онлайн-покупок и других банковских операций, а также для аутентификации на сайтах и порталах.

Юридическая сила:
Ограниченная. Простая подпись приравнивается к собственноручной, если имеется дополнительное соглашение. Например, в банке для этого могут сфотографировать клиента с паспортом, чтобы идентифицировать его личность. С этого момента он сможет пользоваться онлайн-банкингом и совершать действия, подтверждая свои действия с помощью ПЭП.

Где хранится?
Где угодно. Логины и пароли можно записывать, запоминать, а коды из СМС действуют ограниченное количество времени. Главное - обеспечить их конфиденциальность. Например, никому не сообщать СМС-коды и не хранить записи о парах “логин-пароль” в открытом доступе”.

Как получить?
Ее создаст ИС, в которой вы работаете.

Хотите знать больше о простой электронной подписи? Тогда вам сюда.

Неквалифицированная электронная подпись: что это?

Ее также называют НЭП или УНЭП. Эта подпись, как и квалифицированная ЭЦП, создается при помощи криптографических программ. Ее функционал ограничен. Чаще всего она используется для документов, которые не нужно заверять печатью, например, для заявлений, служебных записок и т.д., поэтому обычно ее применяют для внутреннего электронного документооборота (ЭДО). Кроме того, НЭП помогает проверить, вносились ли в документ изменения после подписания.

Юридическая сила:
Ограниченная. Подходит для внутреннего ЭДО или применяется во внешнем ЭДО, если стороны заключат дополнительное соглашение о признании юридической силы такой подписи.

Для ЭДО с госорганами не подходит - требуется квалифицированная ЭП.

Где хранится?
Может храниться двумя способами:

  • на мобильном устройстве;
  • на носителе (токене).

Как получить?
В любом удостоверяющем центре.

Хотите знать больше о неквалифицированной электронной подписи? Тогда вам сюда.

Квалифицированная электронная подпись: как получить и где применять?

Электронная подпись с полным, неограниченным функционалом, равная подписи, поставленной от руки. С помощью КЭП можно проверить, кто подписал документ и вносились ли в него изменения.
Требования к этому виду ЭЦП регламентируются государством. Подпись создается при помощи специальных программ криптографии, которые должны быть обязательно сертифицированы ФСБ, поэтому эта подпись является наиболее надежной и защищенной.

Где применяется?

  • электронный документооборот;
  • подача электронной отчетности;
  • взаимодействие с государственными органами;
  • работа с госсистемами;
  • участие в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ, торгах по банкротству;
  • обращение в суд;
  • подача документов в вуз;
  • для врачей - для заверения больничных и рецептов;
  • регистрация сделок с недвижимостью в Росреестре;
  • и многое другое.


Юридическая сила:
КЭП - это электронная подпись, обладающая полной юридической силой и приравненная к собственноручной подписи. Для признания легитимности КЭП не требуются никакие дополнительные соглашения.

Где хранится?

  • на мобильном устройстве;
  • на сертифицированном носителе - токене (обязательно для руководителей организаций и ИП).

Как получить?
Только в аккредитованном удостоверяющем центре. Руководители организаций и ИП могут получить подпись в удостоверяющем центре ФНС или у доверенного лица УЦ ФНС.

 

Хотите знать больше о квалифицированной электронной подписи? Тогда вам сюда.

Электронные подписи - эффективный инструмент для физических лиц, предпринимателей, первых лиц компании и сотрудников. С тенденцией к цифровизации всех сфер нашей жизни она становится способом экономии времени, способом оперативно решать бизнес-задачи, оптимизировать рабочие процессы и повседневные ситуации.
Если вы ещё не являетесь обладателем данного решения, обращайтесь в ITCOM. Всё сделаем за час “под ключ”. Звоните по номеру  8 800 550 87 19.

закрыть

Внимание!

Мы открыли онлайн-запись на приём в офисах УЦ для получения электронной подписи.

Записаться на визит в офис можно по ссылке https://widget.bookform.ru/25163/

Хотите получить подпись в другом городе? Свяжитесь со специалистами компании по телефону 8 800 333 91 03.

Записаться на визит